HORSE XXI Russia - horse21.ru - бронирование ЛЮБЫХ ОТЕЛЕЙ - бесплатное подтверждение за 7 секунд!
Раскрутка сайта Реклама в интернете Заработок
Домашний кинотеатр и акустика с бесплатной доставкой от PULT.ru Скидки!!!
SOCCERSHOP.ru -- магазин футбольной и фан-атрибутики!
Партнерские программы


Климатические условия и природные лечебные факторы Аквапарка Фото... Песчаные, галечные пляжи Фото... Вернуться на главную страницу

    • Версия о топониме Анапа
    • Турецкая Анапа
    • Заселение Анапы
    • Как в анапе царя встречали
    • Крепость и дворец Александра Македонского
    • Курорты Древнего Боспора
    • Эвдусиана
    • Адыге
    • Легенда о Мальхашагосе
    • Эвлия Челеби в Анапе
    • Походы русских войск на крепость
    • Турчанка из Анапы
    • Этносы Анапы
    • Синдская Гавань
    • Сказание о Тиргитао
    • Горгиппия

В VI веке до н.э. на берегу Синдской гавани образован греческий полис - Синдика. В IV в. до н.э. Синдика вошла в Боспорское царство и стала именоваться Горгиппией. Развитие торговли, ремесел и мореплавания отмечалось на протяжении многовековой истории античного города. В результате нашествия кочевых племен, город был уничтожен в III в. н.э. на территории Северного Причерноморья поселяются племена, из которых в последствии формируется адыгейская народность. По мнению исследователей, название "Анапа" имеет абхазское или черкесское происхождение и обозначает, по одной из версий, ровный выступ берега. В XV в. территория Причерноморья завоевана турками-османами. Сооружение крепости Анапа турками начато в 1781-82г.г. Начиная с 1791г., крепость четырежды бралась русскими войсками и в 1829г. отошла к России. Укрепления крепости, за исключением восточных ворот, были уничтожены. В 1900 г. с появлением первого санатория, открытого доктором Будзинским, начинается курортная история города. Развивается промышленное виноградарство и виноделие. В годы Великой Отечественной войны город был разрушен. В настоящее время в городе насчитывается более 150 лечебно-курортных учреждения, население района - 144 тыс. человек. На курорте имеется международный аэропорт, морской порт, железнодорожный вокзал.


  • Версия о топониме "Анапа"

    Имеется немало увлекательных версий о происхождении названия современного города. Этимологию названия Анапа объясняли тюркскими словами "ана" - мать и "пай" - доля, часть. Именно так в первые годы турецкая крепость и называлась - "анапай". Еще один вариант тюркского происхождения. Слово переводится с татарского как две сестры, в котором "ана" - мать и "ana" -сестра матери. Это словосочетание с выпадением одной гласной и дало имя - Анапа. Основанием версии послужило наличие в городе двух бухт. Анапа - слово восточного происхождения, - полагают другие. Правильный перевод означает "плач матери". Действительно, на протяжении столетий Анапа имела печальную известность невольничьего рынка, где процветала торговля живым товаром - рабами. Можно представить себе страшное горе и слезы матерей, навсегда разлучаемых со своими детьми. Генуэзцы в своем уставе 1449 г. называли здесь свою крепость и торговую факторию "Мапарио" и занесли на морские карты под названием "Напа" или "Мапа". После того, как генуэзцы вынуждены были покинуть Черноморское побережье, вблизи заброшенной фактории появился поселок местного племени, получивший название от предлога "ан", что значит "около" и Мапа. В абхазской мифологии есть бог плодородия и покровитель домашнего скота Айтар. Он имеет семь лиц, представляя собой семидольное божество. Одна из его долей именуется Анапа-Нага, что в переводе означает "мать, приносящая просо", т. е. покровительница урожая. Просо составляло главную пищевую принадлежность не только абхазов, но и адыге. Согласно поверьям, Анапа-Нага - божество мужского рода, хотя, судя по имени, первоначально имело женский облик. Сомнение в этих предположениях одно: Анапа не входила в земли абхазов: аборигенами этой территории были адыге и у них в пантеоне богов не было похожего имени. Эвлия Челеби связывает название крепости "Гевхер-пай анапай" - "главная из сокровищниц драгоценных камней" - с именем Александра Македонского. Комментаторы к книге Челеби дают свою интерпретацию названия крепости: "Слово Гевхерпай состоит из семи арабо-персидских букв - гвхрпай. Арабская буква "в" может означать и звук "о". Все слово могло быть и переосмыслением другого буквосочетания - Горхпай, то есть Горгиппия. Но это еще не все. В греческой мифологии речной бог носит имя Анап, он возлюбленный нимфы Кияны. От имени бога до имени города рукой подать, стоит только добавить букву "а". И уже совсем из ряда вон: в корейском языке есть слово "анапа", оно означает "не болит". Видимо, тайну происхождения имени еще предстоит раскрыть специалистам.


  • Турецкая Анапа

    Турки владели Анапой три с половиной столетия. Адыге и ногайцы, проживавшие в окрестностях крепости, вели, с основном, натуральное хозяйство, занимались земледелием и животноводством. Турецкие купцы, торгуясь с ними, вывозили в метрополию зерно, масло, сыр, скот, кожи, меха, мед, воск и рабов. Процветала работорговля. Анапа приобретает мрачную известность огромного невольничьего рынка. У А. С. Пушкина в неоконченной поэме "Тазит" есть строки: "...ис боя взятыми рабами суда в Анапе нагружать...". Повышенным спросом пользовались юные горянки, захваченные у других кавказских племен или продаваемые самими родственниками. Они поставлялись в большом числе в константинопольские гаремы для турецкой знати. Продавались пленники, захваченные черкесами в набегах на казачьи поселения по реке Кубань. Взамен черкесы брали различные товары, но более всего - оружие, порох, свинец, соль. В давние времена, еще при византийском императоре Юстиниане, черкесы привнесли в свою языческую религию христианство. Джорджио Интериано (XV в.) и турецкий писатель Хаджи Хальфа (XVII в.) писали, что аборигены этих мест - черкесы - натухайцы и ногайские татары - были христианами. Однако под влиянием крымских ханов, а позже турок, черкесы все больше и больше стали склоняться к исламу. Анапа, по свидетельству древних писателей, со временем становится ключевым центром широкой пропаганды ислама среди народов Северного Кавказа. Хотя свободолюбивые горцы в своей основной массе стали мусульманами, они не были покорены турками и власть анапского паши среди них носила чисто символический характер. Город с удобной гаванью для парусного флота позволял Оттоманской империи эффективно контролировать кавказские берега. И если до начала русско-турецких войн Анапа для турок не имела важного стратегического значения и весь ее оборонительный щит состоял из земляного вала, то после того как русские войска заняли Крым и Тамань, она приобрела первостепенную стратегическую значимость в удержании господства на Северном Кавказе. Турецкий султан Абдул-Гамид I дал указание модернизировать крепость с привлечением французских инженеров. После завершения работ в 1783 году она предстала довольно внушительной цитаделью. Крепость окружил 4-кило-метровый ров шириной до 16 м и глубиной до 8 м, по большей части выложенный камнем. Она состояла из семи бастионов, соединенных куртинами, - высокого земляного вала с палисадом. В эти годы в Анапе имелись 3 мечети, 3 бани, 500 лавок и кофеен, ветряные мельницы, пекарни, правительственные учреждения. Вода первоначально бралась в реке Бугур, но черкесы часто захватывали водоносов в плен, поэтому турки вырыли в городе до 30 колодцев. При рытье они иногда натыкались на мраморные стенки, скрепленные обручами, остатки древних колодцев греков. Турки знали о целебных климатических достоинствах Анапы, построив в ней военный лазарет для лечения больных малярией.


  • Заселение Анапы

    В 1830 году началось постепенное заселение Анапы переселенцами с Украины и России, семьями офицеров и солдат местного гарнизона. По свидетельству одного из путешественников, местечко это выглядело жалко, не обстроенно, и только новые дома русских чиновников и офицеров отдаленно напоминали европейский комфорт. В составе гарнизонной команды находилось до 100 человек черкесов, частью волонтеров, частью пленных, определившихся на службу. Все они были великолепными наездниками и прекрасно владели оружием. На службе и строительных работах в городе в разное время побывали разжалованные в солдаты декабристы. Среди них А. А. Бестужев-Марлинский, первый русский писатель-романтик. В повести "Аммалат-Бек", которая принесла ему славу и необыкновенную популярность, он использовал кавказскую быль. Именно в Анапе в стычке с русскими погиб герой повести Аммалат-Бек. Сам автор, участвуя в военной экспедиции в окрестностях Анапы, сообщал в октябре 1836 года в письме: "Мы ведем кое-как свою маленькую разбойничью войну - не столько боев, сколько усталости, особенно от плохой погоды, которая стоит здесь". Эта разбойничья война велась с немирными горцами - натухайцами. В том же году граф М. С. Воронцов оставил такую запись: "Анапа имеет вид большой малороссийской деревни ... жилья разбросаны по азиатскому образцу там и сям... жители отправляются с конвоем брать воду из речки, в расстояние 2 верст от крепости... лошади пасутся за крепостью под прикрытием пушки..."


  • Крепость и дворец Александра Македонского

    Известный турецкий писатель XVII века Эвлия Челеби первые страницы второй части "Книги путешествий" посвятил описанию Анапы. Основание сей крепости он связывает не с Горгиппом, а с именем и деяниями Александра Македонского (356- 323 гг. до Р. X.), который, якобы, посетив это место, насладившись климатом и охотой, воздвиг на анапском плато у берега Черного моря пятиугольную крепость из тесаного и отшлифованного камня. Строительство крепости было продиктовано острой необходимостью противостоять дерзким опустошительным набегам в Малую Азию народов Гог и Магог. Историки полагают, что этими народами являлись скифы и киммерийцы. Внутри крепости был выстроен прекрасный царский дворец с залом заседаний, украшенным рубинами и яхонтами, изумрудами и хризолитами, перламутром и опалом. Отсюда и необычайно притягательное название "Гевхерпай Анапай", в дословном переводе - "главная из сокровищниц драгоценных камней". Автор ссылается при этом на неизвестные сегодня старинные хроники. В этой красивой легенде есть один изъян: Александр Македонский в Северном Причерноморье никогда не был. Но и это не все. До сих пор в Анапе бытует глубокой старины легенда о таинственном золотом коне. Нам известно: под городом, в его возвышенной части сохранились подземные лабиринты, теперь большей частью разрушенные и засыпанные при современном строительстве зданий. Когда и кем сыи были пробиты, неясно. Легенда гласит: где-то в них, при очередном нападении на город врагов, был спрятан золотой конь. Полагают, что он стоял во дворце Александра Македонского. И само имя Горгиппия город якобы получил от слияния двух греческих слов - "горгон" - грозный, страшный и "иппос", "гиппос" - конь, иначе - "грозный конь", а в более вольном переводе - "конь, вставший на дыбы". В те далекие от нас времена кони пользовались особой любовью воинов. Легенда сама по себе весьма хрупкая, но, несомненно, привлекательна. Есть под землей и большой золотой колокол, в тревожные судьбоносные годы города слышен его звон.


  • Курорты древнего Боспора.

    В те давние времена в храмах богов служители культа устраивали специальные открытые террасы для приема больными солнечных ванн. Были такие храмы и в Горгиппии. Великий Гиппократ, справедливо прозванный отцом медицины, еще в III в. до Р. X. придавал первостепенное значение исцелению и закаливанию пациентов, широкому использованию солнечных и воздушных ванн, гимнастики, массажа. Высоко ценились целебные свойства морских купаний, для горячих ванн и припарок применялась морская вода. Именно к древним грекам, врачам и мыслителям прошлого, восходят начала современной курортологии. Минеральные источники Семигорья, расположенные в 18 километрах к северо-востоку от города, являлись своеобразным "курортным районом" античного Соспора. Исследователи приводят следующий факт. При очистке одного из источников от многометрового напластования ила и других наносов были обнаружены деревянные фигурки, представляющие грубые поделки человеческого тела. Пропитанные солями, они имели окаменевшую поверхность. Высказано любопытное предположение о том, что, очевидно, существовал обычай древних бросать в целебный источник изображение больного органа с надеждой или в благодарность за исцеление.


  • Эвдусиана

    В середине III века на земли древней Синдики вторглись готы (позже они известны как норманны, викинги, варяги). Они пришли с севера, со Скандинавского полуострова. Но незадолго до готского нашествия Горгиппия уже лежала в руинах. Ученые-эксперты связывают гибель этого окраинного городка с возможным нападением аланских племен - предков осетин. После разгрома уцелевшие жители смогли восстановить лишь отдельные дома, оборонительные стены больше не возводились. Готы захватили Боспорское царство. Местность от Синдской Гавани, до нынешнего Геленджика получила название Эвдусии, и все побережье, где проживали синды, керкеты, тореты, было заселено эвдусианами, говорившими на готском языке. На месте Горгиппии или поблизости они основали город Эвдусиану, или, как называл его византийский историк Прокопий Кесарийский, Евлисию. На берегах Черного моря готы приняли христианство и имели своего епископа. Археологи остатков Эвдусианы в районе Анапы пока не обнаружили. Спустя столетие на Боспор обрушились воинственные азиатские орды гуннов, они вытеснили готов и довершили уничтожение царства. Полчища гуннов, соединившись с аланами и скифами, под предводительством Атиллы, прозванного "Бичом Божьим", хлынули в Западную Европу. В VII веке земли Северного Кавказа завоевали хазары.


  • Адыге

    В первом тысячелетии к востоку от Азовского моря на Таманском полуострове и в предгорьях Северного и Западного Кавказа из многочисленных местных родственных аборигенных племен сформировался народ адыге. Адыге - это самоназвание кабардинцев, адыгейцев, черкесов, что в переводе на русский язык означает "остров". Джорджио Интериано (XV) сообщает: "Зихи, называемые так на языке итальянском, греческом и латинском; а татарами и турками именуемые черкесы, сами себя называют адыге". И далее: "Живут они деревнями и по всей стране нет ни одного города или укрепленного стенами места". Хегаке - одно из колен адыге - считали местность в бассейне реки Бугур (ныне Анапка) изначальной родиной всего черкесского народа. Хегаке в переводе с адыгейского означает "приморский житель". Соседями хегаке были натухайцы, гастагайцы - тоже представители адыге. С распадом Золотой Орды, хан Ногай вышел со своими соплеменниками к Северному Кавказу. В значительном числе ногайские татары стали обитать среди натухайцев, в окрестностях Анапы.


  • Легенда о Мальхашагосе

    В те давние времена в храмах богов служители культа устраивали специальные открытые террасы для приема больными солнечных ванн. Были такие храмы и в Горгиппии. Великий Гиппократ, справедливо прозванный отцом медицины, еще в III в. до Р. X. придавал первостепенное значение исцелению и закаливанию пациентов, широкому использованию солнечных и воздушных ванн, гимнастики, массажа. Высоко ценились целебные свойства морских купаний, для горячих ванн и припарок применялась морская вода. Именно к древним грекам, врачам и мыслителям прошлого, восходят начала современной курортологии. Минеральные источники Семигорья, расположенные в 18 километрах к северо-востоку от города, являлись своеобразным "курортным районом" античного Соспора. Исследователи приводят следующий факт. При очистке одного из источников от многометрового напластования ила и других наносов были обнаружены деревянные фигурки, представляющие грубые поделки человеческого тела. Пропитанные солями, они имели окаменевшую поверхность. Высказано любопытное предположение о том, что, очевидно, существовал обычай древних бросать в целебный источник изображение больного органа с надеждой или в благодарность за исцеление.


  • Эвлия Челеби в Анапе

    По свидетельству Эвлии Челеби, крепость у генуэзцев отнял великий визирь турецкого султана Гедик Ахмет и оставил в ней воинский гарнизон. Произошло это в 1475 г. Кстати, турецким султаном был тогда Магомет II, адыг по происхождению. Далее он писал:' "Анапа - очень прочная крепость, стоящая на крутой скале на берегу моря, на самой границе земель абхазов и черкесов. Однако в настоящее время в ней нет ни души. Несколько раз ее опустошали донские казаки. А в окрестностях ее имеется около полутора сотен домов из камыша". "Прежде эта местность была так населена, что на берегах Черного моря после гаваней Инкермана и Улюте не было большей гавани, чем Анапская". Он отмечает высокое инженерное искусство строителей генуэзской крепости с большой гаванью, имеющей один вход. В защищенной от "восьми ветров" гавани могло поместиться до тысячи судов. Подобную удобную гавань на Черном море автор видел только в Балаклаве. Издавна в Анапской гавани добывали дешевый, низкого качества жемчуг. "И ныне русы каждый год бросают в этой гавани якоря и без страха и боязни-занимаются водолазным делом, добывают жемчужные раковины". Эвлия Челеби (мать его была родом из Абхазии) - личность, несомненно, яркая и одаренная - не скрывал своих колониальных целей в интересах Порты. Он настоятельно советует своим соотечественникам починить заброшенную крепость, поместить в ней достаточный арсенал и войско с тем, чтобы превратить земли местных неверных адыге, абхазов и ногайцев в покорную и послушную область. Подобные взгляды совпадали с намерениями турецких завоевателей и они вскоре стали усиленно проводить их в жизнь. Приход турок на черкесские земли не был мирным. Сведения о походе на Черкесию.в конце XV века есть в груде Ибн Кемаля: "По приказу государя - завоевателя мира - ... люди победоносного войска прошли горы ... во множестве пересекли Черное море и достигли страны черкесов. В этой стране каждый день гордые храбрецы своими острыми мечами снимали головы мятежникам, тщетно боровшимся против газиев; изрубив на куски тех нечестивцев, бросали их на съедение воронам; опустошив находящиеся на побережье области, хлынули в тот край подобно океанской волне. В каждом селении страны черкесов пленили по 50-100 красавиц, обратили в рабство множество пленников... Пришедшие в ту страну храбрецы неожиданно нанесли удар, устроили охоту, собрав взятых в добычу красавиц. Захватив Кубу (генуэзская Капа, ныне Славянск-на-Кубани), которая является одной из знаменитейших крепостей, со всеми окружающими землями,... разгромили владения черкесов, очистили саблей ту страну, копьями подведя черту под жизнью бунтовщиков и тамошних мятежников. Присоединив к Кубе также и Анабу (Анапу), уничтожили злосчастных врагов, денно и нощно испытывавших ненависть к находившимся в тех краях сыновьям ислама и татарам. ...Каждому человеку, ищущему дело... открылась возможность заняться в том краю газаватом и приобрести множество драгоценностей и трофеев. Названные области расцвели, благоустроились, оделись камнем, там выросло число воинственных тружеников и храбрецов..."


  • Походы русских войск на крепость

    Обстановка на сопредельных границах Российской и Оттоманской империй накалялась. Сделав прорыв к Черному морю, Екатерина II понимала серьезность опасности со стороны Турции неспокойного Кавказского побережья. Н. И. Веселовский писал: "Далеко не первоклассная, но крайне зловредная в политическом отношении турецкая крепость Анапа потребовала от Российского государства такого количества военных походов, как армии, так и флота, какого не вызывала никакая другая неприятельская крепость и более сильного сооружения". Главнокомандующий русскими войсками князь Г. А. Потемкин, имевший среди многих титулов звание кавказского наместника, вынашивал идею не только взятия Анапы, но и сделать ее столицей Кубанского края. В 1788 году по его приказу генерал-аншеф П. А. Текелли осуществил первый поход русских войск к крепости. Однако у стен крепости по здравому размышлению старый генерал уклонился от штурма, поскольку, хотя город взять приступом и можно было, но удержать его надолго, в отрыве от российских владений, "не можно было, а для славы без всякого другого вида и пользы людей, коих потерять показалось непростительно". Впрочем, ряд современников генерала обвиняли его в трусости. Но цель экспедиции в значительной мере была достигнута, обеспокоенные турки вплотную занялись усилением гарнизона крепости и не смогли оказать военную помощь Крыму. Второй поход к Анапе оказался неподготовленным и опрометчивым. Его предпринял в 1790 г. по собственной инициативе генерал-поручик Ю. Б. Бибиков. Поход был изнурительным, штурм крепости не состоялся. В стычках с противником войска понесли серьезный урон. По запискам очевидцев и участников этого похода, из восьмитысячного отряда вернулось за Кубань только 3 тысячи на ногах и тысяча больных, из которых большая часть умерла. "Экспедиция Бибикова, - отписала императрица Потемкину, - для меня весьма странна и ни на что не похожа, я думаю что он с ума сошел, держав людей сорок дней в воде, почти без хлеба; удивительно, как единый остался жив". Бибиков был отдан под суд и отправлен в отставку. Наконец, 22 июня 1791 г.' русские войска под командованием генерала И. В. Гудовича после кровопролитного штурма овладели Анапой. В сражении отличились Владимирский, Нижегородский, Гребенской, Терской, Астраханский полки. В их честь именами полков впоследствии были названы улицы города. Генерал рапортовал Потемкину: "Повеление Вашей светлости выполнено сего дня в 7 часов утра. Анапа взята. Штурм был кровопролитным, неприятель оборонялся отчаянно 5 часов. Ров глубокий и широкий, по большей части одетый камнем. Четыре раза победа была сомнительна, наконец, благословением Всевышнего совершена благополучно, в крепости взята 71 пушка, 9 мортир, 160 знамен, во время самого жестокого штурма я был атакован сзади несколькими тысячами черкес с турками и пушками, но они были прогнаны с большим уроном. Урон наш невелик, особливо раненых. Турков было 10 тысяч и татар, черкес и других 15 тысяч вооруженных; погибших и потопившихся в море неприятелей число велико. В плен взято несколько тысяч турок, командующий трехбунчужный паша Мустафа, Батал-паши сын и много чиновников".


  • Турчанка из Анапы

    На одной из улиц солдаты подобрали ребенка - маленькую плачущую девочку, обогрели ее и взяли с собой, ласково называя ее "турчаночкой". Впоследствии она получила имя Елена и воспитывалась в доме московской княгини Салоговой. Турчанка отличалась живым умом, искренностью и отзывчивым сердцем. Знакомство ее с крепостным актером Михаилом Щепкиным переросло во взаимную любовь. Несмотря на все запреты и уговоры, она выходит замуж за актера в 1812 году и становится крепостной графа Волькенштейна. М. С. Щепкин приобретает славу величайшего русского актера XIX века, его игрой восхищаются Пушкин, Гоголь, Белинский, Тургенев. В 33-летнем возрасте на деньги, собранные по подписке, он обретает свободу. Елена Дмитриевна на всю жизнь сохранила свою любовь к великому актеру, всегда оставаясь его заботливым и верным другом. Из семьи Щепкиных вышли известные ученые и писатели: филолог Е. Н. Щепкин, писатель Е. Н. Щепкин, а правнучка Т. Л. Щепкина-Куперник была известной русской писательницей, автором знаменитой песни "От павших твердынь Порт-Артура". Удержать в своих руках Анапу русские не могли, поэтому крепость была срыта, батареи взорваны, колодцы и рвы засыпаны, дома истреблены огнем. По последовавшему вскоре Ясскому мирному договору Анапа была возвращена туркам, и они занялись ее немедленным восстановлением. В начале XIX в. она вно'вь стала центром работорговли. В 1807 году в очередную русско-турецкую войну Александром I было дано указание истребить Анапу, это "гнездо хищников". На этот раз состоялся морской поход эскадры Черноморского флота под командой контр-адмирала С. А. Пустошкина. После сильнейшей канонады с моря и атаки десанта с суши турки бежали из крепости. И снова все было предано огню. Как писал один из историков прошлого века, повеление императора было исполнено: "...городские строения были обращены в пепел; колодцы, в числе 80-ти, завалены землею с порохом и солью и опущением в них чугунных пушек, ядер, бомб, негодной картечи и книппелей; все укрепления взорваны на воздух, и Анапа представляла одни развалины". Однако вскоре Анапа была передана туркам, и они вновь восстановили и заселили ее. Из 3 тысяч жителей, обосновавшихся в крепости, третью часть составляли турки, остальные были черкесами, армянами, греками. В 1809 году русские сформировали десантный отряд, который овладел Анапой, но в 1812 году по Бухарестскому миру она опять была оставлена за Турцией. 12 июня 1828 года после полуторамесячной осады с моря и суши Черноморским флотом под командованием А. С. Грейга и еухопутными войсками под руководством генерал-адъютанта А. С. Меньшикова русские вынудили турок сдать крепость с гарнизоном. Через год по Адрианопольскому мирному договору Анапа окончательно вошла в состав России. В одной из турецких летописей того времени имелись такие строки: "Свыше 3 тысяч местных жителей, отрекшихся от ислама, пали под ятаганами янычаров у дворца анапского паши. Остальных погрузили на турецкие корабли. Люди в трюмах стояли так тесно, что никто из них не мог даже сесть... Перед уходом из Анапы воины ислама истребили все сады и виноградники, а колодцы забили овечьей шерстью и засыпали землей, чтобы русским не досталось ни домов, ни плодов земли, ни чистой воды, которой славилась Анапа. Когда турецкие суда ушли уже далеко в море, за их кормой еще долго багровело огненное зарево - это горела Анапа".


  • Этносы Анапы

    Научная историческая биография города до сих пор не написана. Анапа - уникальное место для этнологов, историков, археологов. Здесь прокладывались и пересекались пути десятков народов. Местный историк В. С. Чащин пишет: "Последовательную смену (и, одновременно, сосуществование) господствующих этносов на территории Тамани и Анапы можно представить так: арии (их потомки - скифы); киммерийцы (их потомки - адыгское племя кемиргеи); скифы и сарматы (их потомки через алан - осетины); греки и римляне; меоты, жившие вокруг Азовского моря, среди них - синды - предки адыгов, а среди адыгов - их колено - шегаке, считавшие Синдику, речку Бугур (ныне Анапка) колыбелью всего черкесского народа, и соседи шекагов - натухайцы, гастагайцы, готы; тюрки - алтайцы (их потомки - ингуши); гунны, авары, византийские ромеи (их потомки - нынешняя греческая община в Анапе); хазары -иудеи (их потомки - караимы в Крыму), булгары, мадьяры (венгры), -варяги - скандинавы, касоги (они же - казаки из страны Казахия на Таманском полуострове, по свидетельству Константина Багрянородного), печенеги и половцы; монголы и татары (потом - ногайцы); были здесь и армяне с XIV века; турки, а 170 лет назад пришли и осели русские, бывшие здесь прежде только эпизодически, в военных походах против касог и хазаров. Но всегда - вот уже 2000 лет с гаком - среди и рядом с ними жили аборигены анапских берегов: синды и их потомки - адыге. Они-то и назвали гавань, речку, холмы, ущелья, селения-Анапой, Куматырем, Бужором, Угришом, Су-Псехом, Агадумом, Темрюком, Баканом..." Возможно, что здесь не все бесспорно, но какой калейдоскоп народов!


  • Синдская Гавань

    Вначале Анапа называлась Синдской Гаванью. В VII веке до Р. X. обширную территорию, от Керченского пролива до современного г. Новороссийска, занимали синды. Они, как полагают специалисты, относились к числу меотских племен, предков адыгейского народа. Интересно, что слово "синд" переводится с санскрита как "река" и соответствует слову "Инд", а это уже Индия. Более 25 веков назад на берегу удобной бухты, рядом с плодородными равнинами и лесистыми невысокими горами, синды основали поселение под названием Синдская Гавань. Оно было местом царской резиденции, оживленным торговым центром на побережье. Великие историки и географы античного мира в своих сочинениях упоминают это поселение и называют его городом. Первым свидетельствует Скилакс (521-485 гг. до Р. X.): "По стране синдов следующие греческие города Фанагория, Кепы, Синдская Гавань, Патус". Скимн Хиосский в 90 г. до Р. X. сообщает также, что гавань Синд основана эллинами. Однако Помпоний Мела (15-60 гг.) основателями поселения считает местные племена: "В стране синдов был основан тамошними жителями город Синд (Синдос)". Не обошли его вниманием Геродот, Страбон, Клавдий Птолемей, Стефан Византийский. Среди многочисленных родственных племен синды заметно выделялись в культурном и экономическом развитии. В конце V века до Р. X. они создали государство Синдика, чеканили свои монеты с изображением Геракла, правда, на монетном дворе одного из греческих городов. Они успешно занимались земледелием, разводили скот, промышляли охотой, ловили рыбу. Были они солнцепоклонники. В VII веке до Р. X. на северном побережье Черного моря стали появляться первые греческие торговые колонии, строиться порты и гавани. Спустя два столетия города-полисы, основанные по обе стороны Боспора Киммерийского (Керченского пролива) объединились в Боспорское рабовладельческое царство со столицей Пантикапей (современная Керчь). В азиатской части царства самым крупным городом была Фанагория. Она находилась вблизи известного современного поселка Тамань. Греки, пришельцы из Малой Азии, осваивая новые территории, проникали в среду местных племен мирными средствами. Главным средством, к взаимному удовлет-ворению, была торговля. Однако так было не всегда. Свидетельством тому является история присоединения Синдики к Боспорскому царству. Об этом очень интересно рассказывает греческий писатель II века Полиен. Вот его рассказ в нашем вольном изложении.


  • Сказание о Тиргитао

    Когда Сатир I стал архонтом, то есть правителем Боспора, он, желая присоединить к себе Синдику, стал вмешиваться в дела независимого государства. Вскоре представился удобный повод. В то время синдским царем был некий Гекатей, женатый на дочери вождя иксоматов, меотянке Тиргитао. Случилось так, что по каким-то причинам Гекатей был свергнут с престола своими подданными и тут на помощь пришел Сатир Он сумел вернуть Гекатею царский сан, а за услугу навязал ему в жены свою дочь, тем самым содействуя объединению государств. Он же заставлял Гекатея убить бывшую супругу. Однако Гекатей любил Тиргитао и не стал лишать ее жизни. Он заточил ее в замок и поставил охрану. Каким-то путем меотянка сумела обмануть своих стражников, сбежать и уйти от погони. Прячась днем в лесах, а ночью пробираясь по каменистым пустынным дорогам, она в конце концов добралась до родных мест. Не застав в живых отца, она вступила в брак с его преемником и, будучи по натуре воинственной амазонкой, собрала из меотов сильное войско и начала беспощадную войну против обоих царей. Много раз дерзкими стремительными набегами иксоматы сильно опустошали Синдику и Боспор. В конце концов Сатир и Гекатей были вынуждены заключить мир с Тиргитао, а в подкрепление договора передали в ее руки в качестве заложника Митродора, сына Сатира I. Но договор оказался лицемерным, союзники не выполнили принятых условий и наняли убийц для уничтожения Тиргитао. Заговор удалось раскрыть, и Тиргитао, вконец ожесточившись, подвергает казни аманата Митродора и снова выходит на тропу войны. Здоровье покидает Сатира I и он умирает под стенами непокоренной Феодосии.. Архонтом Боспора становится его энергичный сын Левкон I. Он посылает в Синдику своего брата Горгиппа. Итак, "Горгипп, наследовав престол, сам явился к Тиргитао с просьбами и богатейшими дарами и тем прекратил войну", - заключает Полиен.


  • Горгиппия 

    Теперь синдские земли отошли к Боспору. Сам Горгигш стал первым наместником царя в Синдике. Высокая честь! Во всем государстве было только два наместника. Здесь и в завоеванной Левконом I Феодосии. Горгипп все время поддерживал родственные связи с царским домом. Его дочь Комосария стала супругой следующего боспорского царя - Перисада. Новое имя городу - Горгиппия - дано в знак признательности наместнику за великие деяния. В своей знаменитой "Географии" Страбон напишет: "В Синдской области есть месю Горгиппия, царская столица синдов, недалеко от моря". Город и имя его правителя чеканятся на монетах, высекаются на надписях статуй, ритуальных плитах и в камне. Город приобрел право самоуправления в рамках гражданской общины. Греческие купцы из метрополии доставляли колонистам, а также синдам и скифам заморские вина, благовонные масла, великолепную чернолаковую посуду, дорогие ткани, ювелирные золотые изделия, а взамен увозили зерно, кожи, меха, скот, мед, соленую рыбу, рабов. Не случайно знаменитый оратор Демосфен, бабушка которого, кстати, была скифкой, предложил за огромные поставки в метрополию пшеницы установить на агоре в Афинах статуи боспорских тиранов Сатира, Перисада и Горгиппа. Что и было сделано. Выгодная торговля способствовала колонизации города и окрестностей греками-переселенцами. Это был город торговцев и мореходов, ремесленников и виноделов, рыбаков и грузчиков. Город процветал и прирастал - по числу жителей уступал лишь Пантикапею и Феодосии. На агоре - центральной площади - были воздвигнуты храмы, посвященные Посейдону - владыке морской стихии, Деметре - покровительнице земледельцев, Афродите - пенорожденной защитнице мореходов и непременно - великому Зевсу Спасителю. Помимо торговых операций, горгиппийцы занимались многими ремеслами. Работали керамические, гончарные, черепичные, камнерезные мастерские, славились искусные мастера - ювелиры, художники, скульпторы, виноделы, был развит и рыбный промысел. Пираты были и тогда. По свидетельству Страбона, соседние племена Кавказского побережья занимались морским разбоем, нападая на легких вместительных лодках на купеческие корабли и приморские поселения, Тревожное окружение заставило жителей обнести город оборонительной стеной


  • Как в Анапе царя встречали

    В одном из номериз журнала "Русская старина" за 1884 год был опубликован рассказ Е. И. Зариной, записанный со слов ее матери, жены плац-майора анапской крепости штабс-капитана Новикова. Вот его краткое изложение. В первых числах июня 1837 года крепости стало известно о приезде в нее в сентябре государя-императора Николая Павловича "ныне в Бозе почившего Царя-Освободителя". Радостная весть быстро облетела городок, и в тот же день комендант крепости граф Цукато с плац-майором и казначеем обсудили вопросы: как и что следует сделать, как кому себя держать и даже говорить. Было решено привести в порядок наружный вид крепости, а главнее всего обновить весь дом самого коменданта для приема августейших гостей. "Положили выписать из Тифлиса растения и цветы, а также вина, разные припасы и хорошего повара на подмогу графскому", куда и был командирован надежный офицер. Полковые дамы во главе с графиней занялись хозяйственными вопросами. "Моя матушка тотчас же занялась выкормкою для предстоящего угощения нескольких индюшек, достала потом только что родившегося телка и стала его отпаивать цельным молоком с примесью миндального; индюшек откармливала особыми галушками из пшеничного теста с мелко истолченными грецкими орехами и миндалем". Госпожа Глушкова взялась откормить нескольких кур, уток и поросят. Полковые дамы выписали себе наряды из Тифлиса, а графиня - из Петербурга. Стены и потолки в доме графа обили белым атласом с золотыми кантиками и широким золотым бордюром вверху. По стенам повесили гирлянды из тифлисских живых цветов, а мебель обили голубым бархатом. Над одним из диванов красовался вензель государя и государыни из белых роз, а вензель наследника из незабудок и ландышей, Анапа приняла совершенно праздничный вид, все здания были вычищены, выбелены, улицы подметены, растущая кое-где травка подчищена; свободные дотоле путешествия по всему городу коров, свиней и пернатых были запрещены. Царь прибывал морем из Геленджика, где с ним случилось происшествие. При встрече царя во время салютования один из тлевших пыжей попал в склады воинского провианта и за полчаса - час при сильном ветре сгорели хлебные запасы. Войска на виду царя приложили нечеловеческие усилия к тушению, однако огненная стихия уничтожила значительную часть солдатского продовольствия. Поэтому в Анапе салютовать царю бььло запрещено. Наконец, 23 сентября в жаркий тихий день прибыл император. Все дома крепости были разукрашены флагами, разными цветными материалами и пестрыми персидскими коврами, народ толпился. Крыльцо и площадка дома графа до самой улицы были устланы красным сукном и уставлены тропическими растениями в виде аллеи. Дамы были по тогдашней моде одеты в светлые шелковые платья с пышными рукавами, с высокими прическами и еще более высокими гребнями в волосах. В одиннадцать часов раздался выстрел из крепостной пушки - в знак приезда державного гостя. Торжественная музыка слилась с восторженными криками "ура!" Но едва величественная фигура монарха показалась на берегу, как молодой прапорщик в нарушение приказа коменданта, совершенно обезумев от счастья, махнул платком, штандарт подняли, грянули пушки со всех батарей и пошла пальба! Начальство побледнело, а царь велел отправить ослушника на гауптвахту. Начался звон в колокола, народ колыхнулся, взвились в воздух шапки и раздалось продолжительное "ура!" После молебна в церкви государь изволил сначала проехать по бастионам, на одном из них несколько минут смотрел в зрительную трубу на окрестность. Затем Его Величество скомандовал пройти войскам церемониальным шагом. Затем изволил побывать в госпитале, обошел все палаты, милостиво разговаривал с некоторыми больными и ранеными, двум солдатам самолично пожаловал по Георгиевскому кресту. Всем нижним чинам, бывшим на смотру и лежащим в госпитале, приказал выдать по серебряному рублю. Были предложены и приняты тосты за царя, за царицу, за наследника, за весь царствующий дом. Каждый тост сопровождался тушем, который играла у окна на улице военная музыка. Затем Его Величество изволили поднять бокал за "здоровье моих храбрых кавказских войск". Затем еще тост - за здоровье любезной хозяйки. После завтрака царь поговорил с офицерами, выразив им полное удовольствие за отличное состояние полка и крепости, присел на диван, выкушал чашку шоколаду, весело шутил с дамами. В четверть пятого Его Величество приподнялся со своего места и выехал в коляске в порт, дав перед тем указание выпустить виновного прапорщика с гауптвахты с выдачей ему годового оклада жалованья. Несмолкаемое "ура" войск и жителей долго оглашало воздух. Из Анапы царь уехал в Пятигорск. Граф провожал его до первой станции. "Впечатление, оставленное государем в Анапе, было самое приятное, особенно в восторге были дамы". Впрочем, по этому поводу сохранился рапорт графа Цукато барону Розену. Он носит официальный характер.




  • Сайт создан в системе uCoz